Дьяко́вская культу́ра (археол.), железного века (вторая половина 1-го тысячелетия до н. э. - первая половина 1-го тысячелетия н. э.) в бассейне верхней Волги и Оки. Названа по городищу у села Дьяковское на р. Москва (ныне в черте Москвы). Городища и селища. Хозяйство: скотоводство, земледелие, охота, металлургия.
* * *
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА - ДЬЯКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА , археологическая культура железного века с 8-7 вв. до н. э. по 7 в. н. э., занимавшая Верхнее Поволжье и почти все Волго-Окское междуречье. Древние финно-угорские племена дьяковской культуры являются предками мери (см. МЕРЯ) и веси (см. ВЕСЬ), известным по русским летописным источникам.
Название культуры происходит от первого найденного городища у села Дьяково близ села Коломенского (см. КОЛОМЕНСКОЕ) (ныне входит в границы Москвы). Дьяковское городище было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым (см. САМОКВАСОВ Дмитрий Яковлевич) и в 1889-1890 гг. В. И. Сизовым. Основные городища, давшие представление о дьяковской культуре - Старое Каширское, Щербинское, Троицкое. Археологи выделяют два периода дьяковской культуры. На первом этапе (7-3 вв. до н. э.) основным типом поселений являются селища (см. СЕЛИЩЕ), иногда укрепленные частоколом. С 5-4 вв. до н. э. поселения начинают укрепляться деревянными стенами, валами и рвами. Дьяковцы жили как в землянках и полуземлянках (прямоугольных, иногда круглых), так и в наземных домах. Керамика представлена плоскодонными горшками с оттянутым венчиком, украшена «сетчатым» или «текстильным» орнаментом в виде отпечатков тонкого плетня. Характерной чертой первого периода является практически полное отсутствие изделий из железа и господство костяных орудий. Лишь в конце первого периода начинают распространяться бронзовые и железные вещи. Одни из наиболее распространенных находок первого периода - это костяные стрелы и многозубые гарпуны. Стеклянные глазчатые бусы, стрелы, предметы конской упряжи (псалии и удила) скифского происхождения свидетельствуют о связях дьяковцев с южными районами Восточной Европы. Основными занятиями населения в этот период были охота, рыболовство и скотоводство (прежде всего, разведение свиней).
Второй этап (2 в. до н. э. - 7 в. н. э.) связан с продвижением восточных балтов в район Волго-Окского междуречья и расселением их среди местных финно-угорских племен. На этом этапе среди дьяковцев широко распространяется железо. Вокруг поселений появляются мощные линии обороны, и основным типом поселения становится городище (см. ГОРОДИЩЕ (в археологии)), часто расположенное на мысу, образованном двумя ручьями и окруженное мощной линией обороны с рвами, валами и деревянными стенами. В поселениях начинают господствовать срубные наземные жилища, керамика становится гладкостенной, появляется посуда с заглаженной поверхностью и черным лощением. Число и ассортимент железных предметов увеличивается, а костяных резко уменьшается. Костяные наконечники стрел сменяются на железные, появляются украшения скифского типа из цветных металлов. О развитии кузнечного дела свидетельствуют находки довольно крупных железных изделий - кос, топоров, кузнечных клещей, а также тиглей (см. ТИГЕЛЬ) и льячек (см. ЛЬЯЧЕК). Археологи обнаружили и большое количество изделий из цветных металлов. Развитие кузнечного дела привело к переходу от скотоводства к подсечному земледелию, о чем свидетельствуют частые находки каменных зернотерок. Охота приобретает промысловый, подсобный характер. Среди дьяковцев широкое распространение имели глиняные грузики «дьякова типа», назначение которых не выяснено. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые») и антропоморфные статуэтки. Племена дьяковской культуры имели тесные контакты со скифским миром, а также Прибалтикой и Приуральем. При раскопках городищ встречаются также римские монеты. Погребения дьяковской культуры не найдены, вероятно, применялось трупосожжение.